Пятница, 23.06.2017, 04:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » О Молдове

Из истории Молдовы: эпоха бронзы

история молдовыДля эпохи бронзы характерно то, что резко возрастает как количество археологических культур, так и скорость их сменяемости. Жизнь начинает течь быстрее, новые народы приходят в Карпато-Поднестровье извне, поселяются и через некоторое время их сметает новая волна пришельцев. Следует отметить, что для этой эпохи мы можем говорить о приоритете миграционных потоков, идущих с востока. Хотя, импульсы идут и с запада, и даже, хоть и в меньшей степени – с севера.

Для ранней и средней бронзы абсолютно доминирует именно восток. Именно с востока, из степного Северного Причерноморья последовательно проникают несколько кочевых или полукочевых народов, наиболее яркой характерной чертой которых является курганный обряд погребения. Причем курганы насыпались иногда очень значительные, и трудовых затрат требовали хоть и меньше, чем египетские пирамиды, но все же значительных. Например, перекрытие в могильных ямах одной из этих культур ранней бронзы, Ямной (названа так именно по характерной детали погребального обряда) выполнялось из дубовых бревен почти метрового диаметра.

Кстати, следует заметить, что в литературе существует достаточно популярная идея о том, что возникновение египетских пирамид, равно как и месопотамских зиккуратов, должно рассматриваться как результат определенного влияния из степной зоны Евразии.

Очень образно выражаясь, эти кочевые волны представляли собой своего рода откат, возвратную волну Великой Трипольской колонизации. Потомки колонистов, взаимодействуя с местным населением, и создали тех, кто потом вернулся обратно.

В эпоху ранней и средней бронзы  на территории Молдовы распространялись последовательно сначала Ямная культура, потом Катакомбная (также определена по характерному погребальному обряду), а затем Культура Многоваликовой Керамики (КМК) – названа так за характерный способ орнаментации посуды.

Причем, еще в период обитания в Нижнем Поднестровье племен усатовской культуры наблюдается проникновение первых представителей ямной культуры. Именно здесь они формируют буджакский вариант ямной культурно-исторической общности, занимающей в начале II тыс. до н.э. территорию степей от Волги до Карпат. Кочевой образ жизни предопределил ограниченный характер источников по ямникам, представленный лишь обильными находками из курганных могильников. Специально возводимые насыпи часто имеют большие размеры, являясь доминирующими пунктами окружающего ландшафта. Такими до раскопок были курганы 1 у с. Новые Раскаецы, 1 у с. Пуркары и 8 у с. Оланешты. Массовые захоронения в этих курганах отличаются окрашенностью скорченных костяков, первоначально положенных на растительные подстилки, и перекрытием в виде деревянных или каменных настилов. В границах Национального парка сейчас вскрыто более 100 таких могил. В погребальном инвентаре часто присутствуют глиняные горшки с оттисками шнура и наколами на поверхности, кубки и амфоры с яйцевидным туловом. Находки бронзовых браслетов и ножей листовидной формы, серебряных височных колец подтверждают версию о преобладании в местном металле добавок свойственных балканскому региону, нежели кавказскому. Единственной в регионе является находка костяной накладки для лука из основного погребения у с. Оланешты.

Среди курганных древностей кочевых народов эпохи бронзы особое место принадлежит захоронениям катакомбной культуры. Зона распространения этой культуры не менее широка, чем у ямной. Её датировка с XIX по XVII вв. до н.э. частично перекрывает время существования ямной. На рассматриваемой территории обнаружено не менее 30 катакомбных захоронений. Все они впущены в насыпь более ранних курганов. Могильное сооружение включает вертикальный входной колодец и погребальную камеру, выкопанную в одной из её стен. После совершения погребения вход в камеру перекрывался каменной плитой, поставленной на ребро, или закрывался пробкой из размоченной глины. Погребенные обычно укладывались в вытянутом положении на спине и покрывались ковриком. Рядом зачастую оставляли глиняные чаши и высокие баночные сосуды с отпечатками шнура и наколами, реже – кувшины, иногда перевернутые вверх дном. Относительно часто встречаются боевые топоры (к примеру, в кургане 1 у с. Новые Раскаецы) и булавы из базальта, наконечники стрел из кремня. Украшения редки.

Памятники культуры многоваликовой керамики стали интерпретироваться в степной зоне сравнительно недавно. Их датировка определена в пределах XVII-XV вв. до н.э. Обычные для кочевников захоронения в курганах, совершаемые в уже готовые насыпи, в редких случаях дополнялись специально созданными могильными сооружениями, в которых хоронились представители одного клана. Об этом наглядно свидетельствует курган 4 у с. Оланешты. Большое число захоронений культуры многоваликовой керамики безинвентарны, в связи, с чем основным критерием для отнесения к ней служит скорченное положение костяка и его нахождение в восточной части курганной насыпи. Как правило, использовались простые по форме погребальные ямы. У погребения 19 из кургана 1 у с. Новые Раскаецы отмечена крупная каменная плита, перекрывающая могилу. Судя по остаткам дерева в оланештских захоронениях, иногда погребенных клали на деревянный настил. Редкими находками являются костяные пряжки и приземистые глиняные сосуды баночной формы с залощенной поверхностью, резным орнаментом (елочкой, заштрихованными треугольниками) и поясками налепных валиков.

Чрезвычайный интерес представляет находка у села Пуркары погребения Комаровской культуры эпохи средней бронзы. Ее ареал вообще расположен значительно севернее, и лишь несколько памятников отмечены на севере Молдовы. Присутствие же ее следов так далеко на юге, в регионе Нижнего Днестра (помимо Пуркар, можно отметить еще по меньшей мере три памятника), представляет собой явление очень загадочное. Вместе с тем, следует отметить, что значение этих памятников и вообще недооценено в литературе, между тем они позволяют разрешить загадку генезиса т. н. «резного гальштата» Карпато-Днестровского региона, и видеть его истоки в культуре Костиша, родственной Комарово (что и предложил ранее А. А. Романчук (2003)).

В позднем бронзовом веке территория Нижнего Днестр а входила в ареал распространения Сабатиновской культуры. Достоверных погребений Сабатиновской культуры крайне мало. Это объясняется улучшением природных условий и наметившимся переходом представителей культуры многоваликовой керамики от кочевого животноводства к земледелию, с формированием новой культурной общности, которая, вероятно, практиковала захоронения в обычных грунтовых могильниках.

По этой причине большое значение имеют два захоронения в курганах 1 и 2 у с. Пуркары. При всей сложности выделения сабатиновских древностей от находок родственных культур, мы можем констатировать факт её длительного существования в низовьях Днестра с XIV по XII вв. до н.э. Подтверждением этого являются остатки неукрепленных поселений, в частности, у с. Паланка. Засвидетельствовано сооружение на них наземных каменно-глинобитных домов, производство керамики (глиняных горшков с налепным валиком, чаш, пифосов высотой до 1 м, предназначенных для хранения зерна) и обработка металла (находки бронзовых кельтов и серпов трансильванского типа).

На Левобережье применительно к эпохе бронзы следует особо выделить очень крупную курганную группу у с. Парканы. Только Стемпковским в свое время здесь было вскрыто более 130 курганов (Фабрициус 1951: 26).

Категория: О Молдове | Добавил: nefertari (30.12.2011)
Просмотров: 408 | Теги: эпоха бронзы, история Молдовы | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]